http://cache.zr.ru/wpfiles/uploads/2003/09/40355.jpg

Сверкающие лаком плавные обводы пластиковых бамперов хороши на подиуме, а в реальной жизни красота требует жертв: любая царапина - на виду, случись боднуть ворота или стену гаража - костей, точнее, осколков не соберешь. Ремонт "защитно-декоративного" элемента влетит в копеечку, причем "зеленую" - порой почти в цену нового бампера. Конечно, пластмасса пластмассе рознь, те же "восьмерочные" бамперы славились неубиваемостью, но и их приходится ремонтировать: выправлять вмятины, восстанавливать форму.
Сегодня предлагаются эффективные технологии ремонта таких повреждений, выпускают фирменные наборы для склейки, шпатлевки и краски. Для неокрашенных бамперов имитируют даже фактуру. Но сейчас речь не о "фирме" - многие владельцы секонд-хэнда готовы слегка поступиться качеством, зато обойтись своими силами, сэкономив от 30 до 200 "зеленых".

http://cache.zr.ru/wpfiles/uploads/2003/09/40350.jpg

ПАЯЛЬНИК ИЛИ КЛЕЙ?
Как ни обидно увидеть россыпь осколков еще недавно целого бампера, не спешите покинуть место происшествия. Сначала соберите все его фрагменты: не хватит одного-двух - прибавится работы на несколько часов, да и качество ремонта будет не то. Если кусочки грозят вывалиться на ходу, выламываем их, предварительно пометив место, где они находились.
Даже при небольшом ремонте бампер желательно снять - все эксперименты с пластмассой лучше начинать с внутренней стороны, к тому же наверняка придется усиливать шов накладками, стяжками, валиком пластмассы и т. п. - все это делается с изнанки. Способ ремонта зависит от вида пластмассы. Определить его неспециалисту непросто даже при наличии маркировки. Конечно, если чинить по принципу "лишь бы держалась", то сойдет и проволочная штопка или жестяные накладки на вытяжных заклепках. Но качественно отремонтировать такое "решето" потом нелегко.
В домашних условиях пластмассу либо сваривают при нагреве, либо склеивают. Если бампер стеклопластиковый, что видно на изломе, покупаем стеклоткань и эпоксидку. Если же пластмасса однородная, пробуем сварить ее нагретым паяльником. Плавится и не вспенивается? Тогда изнутри разделываем шов под углом 50-90° и готовим тонкую стальную или латунную проволоку - вплавленная в пластмассу, она хорошо укрепляет шов. Подойдет и тонкая мягкая пружинка: растягиваем ее и слегка сплющиваем по всей длине, делая чуть тоньше пластмассы бампера. Зафиксировать сложенную из осколков мозаику можно струбцинами или скотчем с лицевой стороны. Особенно внимательно следите, чтобы между фрагментами не было "ступеньки" - замаскировать ее потом даже сложнее, чем оставленную щель.
Вплавляем спираль паяльником. Можно нагреть проволоку, пропуская по ней ток (для этого подходит ЛАТР - лабораторный автотрансформатор с плавной регулировкой напряжения). Но слишком упругая пружинка будет плохо укладываться в шов, поэтому на сложных изгибах лучше все же постепенность. Вместо проволоки можно использовать и скрепки от степлера с уже загнутыми концами. Вплавляем их поперек шва с шагом 10-20 мм. В качестве арматуры подойдет и мелкая сеточка - каркас от старого воздушного фильтра.
Заваривать трещину начинаем с ее "глухого" конца. Как правило, хорошо проварить шов, не утончив его, без дополнительных "электродов" не удается. Это полоски пластика шириной 5-8 мм, нарезанные из ненужного бампера. В крайнем случае, можно сделать "донором" и свой - срезать немного пластмассы с нелицевых его частей.
Паяльник лучше взять с регулятором температуры (или включить его через ЛАТР). Удобен воздушный - в нем через нагретое жало проходит струя воздуха. Можно использовать и промышленный фен, но работать с ним не очень удобно: нагревается слишком большой участок пластмассы и есть риск, что форма "поплывет".
Если бампер не поддается сварке или шов по виду сильно отличается от исходной пластмассы (твердый, вспененный), воспользуемся клеем "Супер-Момент". Понадобится и помощник - бампер придется склеивать постепенно, каждый раз плотно вставляя очередной фрагмент и сжимая всю конструкцию. После того как внешний вид восстановлен, усилим швы накладками из стеклоткани с эпоксидной смолой. Не забудем только сначала отжечь стеклоткань на паяльной лампе, чтобы удалить связующее.
Внутри бампера некоторых иномарок содержится вспененный наполнитель. При ремонте его с успехом заменит обычная монтажная пена.
Кстати, ей можно наполнить любой отремонтированный бампер: его энергоемкость только возрастет, да и нагрузки будут распределяться равномернее.

ГОРЯЧИЕ ВАННЫ
После того как основа восстановлена, приступаем к косметике - шпатлюем, грунтуем, красим. Иногда, правда, шпатлевкой приходится заполнять пустоты от безвозвратно потерянных кусочков. Хорошие результаты дает полиэфирная шпатлевка с наполнителем-стекловолокном (например, Body). Но предварительно стоит все же уточнить у продавца, можно ли наносить ее на пластмассу. Чтобы шпатлевка лучше ложилась, загрубляем поверхность крупнозернистой шкуркой. Грунтовка и окраска не представляют сложностей.
Помните одно: не всякий бампер следует сушить в горячей камере - полиуретановые могут и "потечь". Их (часто неокрашенные) устанавливают на многие автомобили. Устойчивые к ударам, они трескаются крайне редко - практически лишь при сильных морозах или по надрезу. Главная задача при ремонте - восстановить исходную форму. Предварительно снимаем бампер - под ним, как правило, проходит металлический усилитель, который нужно отрихтовать. Небольшие вмятины нагреваем термопистолетом до 50-80°С. Для больших участков его использовать опасно - весьма сложно обеспечить равномерный нагрев. В таком случае размягчить пластмассу поможет горячая ванна.
Ну а для тех, кого интересует химия, подскажем рецепт клея: 5-процентный раствор полиуретана в муравьиной кислоте (можно использовать кусочки бампера). Поверхности перед склейкой обезжириваем ацетоном.
Способы армирования трещины при сварке: а - проволокой; б - пружинкой; в - скрепками; г - сеткой.
Главное - собрать все осколки.

http://cache.zr.ru/wpfiles/uploads/2003/09/40354.jpg

Укрепляем трещину пружинкой.
Снаружи - как новый.
Ремонт бампера по импортной технологии: принципы те же - арматура, клей, шпатлевка.